Е-серия, или Entwicklung-typen, была запущена в 1942 году как проект,
направленный на разработку новых решений в бронетанковых войсках.
Руководителем программы стал генерал Генрих Книпкамп. Он был не только
грамотным руководителем, но и талантливым инженером. К концу войны он
запатентовал более 50 изобретений в области гусеничных машин. Интересно,
что ни одна фирма, задействованная в проекте, ранее проектированием и
строительством танков не занималась. Немецкое командование предполагало,
что благодаря этому удастся обеспечить максимально новаторский подход к
предмету работы. И хотя ни один танк Е-серии не пошел в массовое
производство, а подавляющее большинство и вовсе осталось на уровне
чертежей или деревянных макетов, можно говорить, что замысел удался.
Именно машины серии Е считаются венцом германской технической мысли.
Шел 1944 год. Положение на фронтах становилось всё тяжелее. Германия
находилась в условиях сильнейшего дефицита ресурсов. Только
неисправимые оптимисты или законченные фанатики ещё могли верить в то,
что произойдет чудо, и рейх найдёт способ переломить ход военных
действий в свою пользу. Но именно в 1944 году начались работы над новой
машиной экспериментальной серии — средним танком Е-50, который должен
был заменить устаревший Pz IV и довольно ненадёжную «Пантеру».
Параллельно с Е-50 разрабатывался и тяжёлый танк Е-75, предназначавшийся
на замену «Королевскому тигру». О нём будет рассказано в отдельном
материале.
Одной из проблем, которые предстояло решить разработчикам нового
танка, была ходовая часть. По иронии судьбы капризную и ненадежную
шахматную подвеску разработал сам Книпкамп. Теперь ему предстояло
выполнить работу над ошибками и придумать вещь, которую танкисты и
механики не стали бы так отчаянно ругать.
Отдадим должное немецким инженерам — новая схема подвески была
разработана очень быстро. Она представляла собой двухколёсную тележку,
собранную из катков от «Тигра». Катки крепились на подпружиненных
рычагах и располагались по разные стороны одногребневого гусеничного
трака. Наличие специального подшипника-распорки позволяло менять
положение катка относительно трака. Такая схема подвески получила
название «тихий блок» и позволяла ограничить количество опорных катков
тремя парами с каждого борта. Благодаря этому появилась возможность
сделать в днище танка эвакуационный люк, а также облегчить работу
ремонтников и упростить изготовление корпуса. Новая подвеска была менее
сложной в производстве и отличалась высокими эксплуатационными
характеристиками. В серийное производство эта подвеска так и не пошла.
Времени на работу над проектом было мало. Поэтому в проектировании
корпуса и башни использовались существующие образцы. Корпус
позаимствовали у «Королевского тигра», увеличив наклон лобовых
бронеплит. По причине этого заимствования компоновка внутренних узлов и
модулей также осталась прежней. В частности, невозможно было перенести
трансмиссию в заднюю часть корпуса.
Башня
была взята от проектного танка «Пантера-2», работы над которым недавно
прекратили. Была немного изменена форма, обустроена полусферическая
командирская башенка и задний люк, предназначенный для загрузки
боекомплекта, обслуживания орудия и эвакуации экипажа в критической
ситуации. Планировалось установить на танк систему стабилизации орудия,
чтобы облегчить прицеливание и заряжание при движении по пересечённой
местности.
К маю 1945 года основные узлы конструкции Е-50 были проработаны. И
хотя не состоялась даже сборка первого прототипа, уже задумывались и
были воплощены в чертежах самоходные установки на базе танка: зенитная
САУ «Сокол» и противотанковая установка Panzerjäger Е-50 с задним
расположением башни и 128-мм орудием.
Е-50 не суждено было выйти на поля сражений. Но то, что было
разработано для него немецкими конструкторами, впоследствии активно
использовалось французами. В частности, с применением технологических
решений Е-серии были созданы французские тяжелые танки ARL-44 и AMX-50.
Учитывая, что эти боевые машины разрабатывались намного позже, можно
смело сказать, что немцы обеспечили французов технологическими идеями на
полтора десятилетия вперёд.
Обсудить материал можно здесь.
Рендеры танка Е-50 можно скачать здесь.
|